Антуан Ватто (1684-1721)

Париж. Поиски счастья ...
  Жан-Антуан Ватто родился на севере Франции в городе Валансьен в семье кровельщика Жана Филиппа Ватто. Точные сведения о дате рождения художника до нас не дошли. Известно лишь, что он был крещен 10 октября 1864. Положение, которое занимал отец Антуана на социальной лестнице, не позволило мальчику получить хорошее образование. В родном городе он посещал занятия Жак-Альберта Жерена, а также любовался находящимися в церквях картинами фламандских художников.







   В начале 1700-х юноша уехал в Париж, где сильно нуждался и в качестве заработка за гроши копировал живописные произведения. Вскоре он поступил в мастерскую Клода Жилло, автора мифологических картин. Именно Жилло принес в живопись "галантные сцены", которые получили новое, опоэтизированное звучание у его знаменитого ученика. Как произошло знакомство двух
художников, достоверно неизвестно. Возможно, Клоду Жилло понравились работы молодого Ватто, и он пригласил его жить к себе. Благодаря учителю молодой живописец познакомился с комедией дель арте (театр масок), персонажи которой впоследствии населят мир его картин. Антуан посещал мастерскую Жилло на протяжении четырех лет, после чего по неизвестным причинам покинул ее ( предположительно в 1708). Существует версия, что разрыв произошел из-за ревности наставника к таланту молодого Ватто, с которым он уже не смог тягаться. Новым учителем Антуана стал живописец Клод Одран, занимавший должность хранителя Люксембургского дворца. Такое знакомство позволяло Ватто вдоволь любоваться богатствами дворца, включая картины великого Питера Пауля Рубенса, с помощью которых юноша постигал тайны построения колорита. Клод Одран даже позволял своему успешному ученику расписывать парижские особняки.

   Юному Антуану очень хотелось увидеть Италию и сокровища мирового искусства, хранившиеся в этой стране: знаменитые ренессансные полотна и фрески. В 1709 он принял участие в конкурсе Академии художеств, победитель которого получал возможность увидеть Рим. Но Ватто отдали лишь вторую премию. Огорченный молодой человек решил оставить мастерскую Одрана и вернуться в родной Валансьен. В это время он писал картины батального жанра; продажа нескольких из них и помогла осуществить поездку.

   На полотне "Бивуак" (170-е, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва) показана кочевая жизнь солдат и крестьян, покинувших свои разоренные селения и странствующих в поисках лучшей жизни. В котелке готовится нехитрая пища, молодая мать кормит грудью ребенка, рядом лежит узел с крестьянскими пожитками. Мужчины отдыхают, расположившись в удобных позах прямо на земле, либо переговариваются друг с другом, возвышаясь в полный рост над всем обществом. В этой ранней работе уже проявилось умение Ватто мастерски компоновать отдельные человеческие фигуры и фигурные группы на плоскости холоста, подобно театральному режиссеру, расставляющему мизансцены. В более поздних многофигурных композициях галантного жанра художник будет превосходно справляться с задачей изображения общества на лоне природы.

   К батальной теме он вернется много позже - в 1715 в картине "Военный роздых" (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Отдыхающие воины расположились под натянутым между стволами деревьев огромным куском полотна, служащим им прикрытием от непогоды и жаркого солнца, а художнику - средством объединения композиции. Герои Ватто неприхотливы в быту и привычны к полевым условиям. Кто-то дремлет прямо на земле, кто-то тут де ведет разговор, опираясь спиной о деревянную бочку. Под навесом поставлены столы, за которыми сидят солдаты в компании женщин, одетых в темные платья. Обращает на себя внимание умение автора распределять фигуры в пространстве и объединять их в несколько групп (мизансцен), каждая из которых могла бы претендовать на отдельный холст.

   Пребывание в Валансьене оказалось непродолжительным, и уже в 1710-1711 живописец вернулся в Париж. Здесь он поселился в доме торговца картин Сируа и завел знакомство с королевским казначеем Франции Пьером Кроза - чрезвычайно состоятельным собирателем искусства, в парижском особняке которого сосредоточилась художественная жизнь столицы. Для столовой этого дома Антуан создал композицию "Четыре времени года".

Художник галантных празднеств ...
   Ватто редко обращался к жанрам, в которых работали его коллеги. Он изображал светских прелестниц и их беззаботных кавалеров на прогулках, бесконечно варьируя этот мотив. В конце концов для Ватто даже будет придумано специально звание, характеризующее направленность его творчества.

   Интересно, что мастер никогда сам не называл и не датировал свои работы. Это делали его друзья, либо исследователи и биографы. Именно поэтому, глядя, например, на картину "Любительница приключений" (1712, Музей изящных искусств, Труа), мы можем только догадываться, каких приключений жаждет героиня. Дама с горделивой осанкой словно бросает вызов трем своим собеседникам, один из которых повернулся к зрителю, будто призывая его в свидетели.

   В 1712 художник стал кандидатом в члены Королевской академии живописи и ваяния. Для того чтобы стать ее действительным членом, требовалось в двух летний срок предоставить программную картину. Антуану позволили самостоятельно выбрать сюжет произведения, что было неслыханно, но это оправдалось тем, что творчество молодого человека не вписывалось в существующие жанровые рамки.

   Однако Ватто не был в прямом смысле изобретателем нового жанра. Счастливые и молодые влюбленные изображались еще в Средневековье в так называемых садах любви. Одноименное плато есть у кумира Ватто Питера Пауля Рубенса - "Сад любви" (около 1630, Музей Прадо, Мадрид), на котором изображены дамы и господа, наслаждающиеся обществом друг друга, в окружении амуров на фоне идиллического пейзажа с романтическим гротом и каменным архитектурным сооружением. Антуан Ватто стал продолжателем этой традиции, а его работы, по сути, и являются "садами (или парками) любви".

   Таков "Праздник в парке" ("Собрание у фонтана "Нептун", 1712-1713, Музей Прадо, Мадрид). Обрамляющие сцену деревья играют роль кулис, за ними открываются великолепный вид с грандиозным фонтаном, скульптурная группа которого изображает повелителя морей Нептуна с трезубцем в руке. Каскадный фонтан с несколькими спускающимися ступенями спроектирован таким образом, что грозный морской владыка выступает из падающей воды. В этой картине Ватто, как и во многих других, нет сюжета - лишь отдыхающие аристократы на лоне природы, праздно проводящие время в приятной компании, заводящие легкий флирт и ведущие светские беседы. Тихим разговорам молодости внимает мраморная статуя, сидящая на высоком пьедестале. Проходят годы, сманивается публика в парке, под сень раскидистых деревьев приходят другие люди, но шепчут друг другу все те же  неизменные слова, тайну которых надежно хранит девушка из камня. Обратим внимание, что в пейзаже на полотнах Ватто часто встречаются скульптуры. Под кистью художника они словно вступают в диалог с персонажами, присутствуя на их встречах, выступают безмолвными свидетелями бесед или прямо покровительствуют любовным утехам.

   В это же время в произведениях художника появилась театральная тематика. Галантные сцены стали изображать импровизированные спектакли знати. Картина "Актеры французской комедии" (1712, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) сменила не одно название, пока ученые не определили, кто же, собственно, на ней запечатлен. Именовали ее и "Кокеткой", и "Итальянскими актерами", и "Маскарадом" ("Возвращение с бала"). В конце концов полотно получило современное название: после сопоставления различных рисунков художника было сделано заключение, что это групповой портрет актеров французского театра "Комеди Франсез",  которых Ватто знал лично. Более того, выяснилось, что все они играли в спектакле "Три кузины", вдохновившем впоследствии мастера на создание одного из самых известных холстов  в его творчестве.

Не совсем очевидной для зрителя действие "Французской комедии" происходит на природе. Импровизированной сценой является лужайка в парке, садовая архитектура становится необходимой декорацией, а высеченный каменный бюст, с высоты взирающий на собравшихся, - то ли сообщником, то ли покровителем актеров. Бюст этот относится, видимо, к дионисийскому культу: не случайно каменное сооружение увито виноградной лозой, а возлежащая на нем дама чокается наполненным бокалом с кавалером. Трудно провести грань между собственно театральным и реальным в этой работе: в усадебном парке спонтанно разыгрывается некое действо, участники и свидетели которого находятся в одном пространстве без разделения на актерскую и зрительскую зоны.

   В 1714-1715 коллекционер Пьер Кроза предложил живописцу поселиться в его загородном доме. Художник согласился и получил замечательную возможность ежедневно лицезреть богатейшую коллекцию произведений искусства Кроза, гулять в роскошном парке, запечатлевать его живописные уголки, присутствовать на великолепных домашних концертах и спектаклях, наблюдать жизнь светской публики. Спектакли нередко продолжались в течение нескольких дней, и все это время участники кроме основной тематики представлений играли в любовь. Изысканный флирт был неотъемлемой частью подобных увеселений. Кокетки старались привлечь к себе внимание, пуская в ход излюбленные и верные средства обольщения. Полуулыбки, трепещущий веер, быстро отведенный взгляд - язык жестов был понятен каждому.

   В роскошном парке поместья Пьера Кроза написан пейзаж "Перспектива" ( 1715, Музей изящных искусств, Бостон). За перспективой узкой аллеи высоких деревьев виднеется ажурная белокаменная постройка с двумя ярусами арок и треугольным фронтоном - элемент садово-парковой архитектуры, оформляющий ландшафт и делающий его обитаемым. По замыслу архитекторов она на половину скрыта густыми кронами деревьев, чтобы не являться перед посетителем сразу во все красе, а интриговать его невидимой тайной. В укромном уголке парка разместились несколько барышень и кавалеров. Общество разделилось на пары, каждая из которых занята своим разговором. Один из молодых людей указывает своей спутнице куда-то вглубь парка, очевидно приглашая к уединенной прогулке. Сидящий на переднем плане музыкант вдохновенно играет для своей мадемуазель. Кажется, что развлечения оставляют весь смысл существования героев Ватто. Они живут одним днем, беседуют, гуляют и отдыхают, не заботясь о далеких повседневности.  

   Полна трепетного счастья картина "Песня любви" (около 1715, Национальная галерея, Лондон). На ней изображена идиллическая сцена музицирования молодых людей, одетых по моде XVI столетия. Их мимолетную радость ничто и никто не нарушает: ни сидящая позади публика, ни выступающий из листвы каменный торс садовой скульптуры с весьма строгим выражением лица. Для героев этого полотна наигрываемая кавалером песня стала поводом у уединению; счастливый певец склонился к нотной тетради, которую держат ручки барышни. Однако ему открывается прелестный вид на ее декольте, и много ли внимания он уделяет нотам, остается только догадываться.

Грани творчества ...
   Как уже отмечалось, искусство Ватто, основоположника стеля рококо и жанра галантных сцен, не укладывалось в традиционные рамки. Психологическая характеристика моделей, внимание к тончайшим душевным переживаниям не свойственны легкому и легкомысленному рококо. Между тем художник всматривался во внутренний мир своих героев, и его кисть рождала искренние и глубоко психологические портреты.

   В 1716 Ватто создал один из своих неоспоримых шедевров - портрет нищего мальчика, уличного артиста, ходящего по улицам с шарманкой и ручным сурком. "Савояр с сурком" (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) стоит особняком в творчестве живописца, совмщая в себе два жанра - бытовой и портретный, и по силе выразительности может поспорить с другим знаменитым произведением художника, о котором речь пойдет чуть ниже ("Жиль"). Словом "савояр" назвали жителя Савойи, странствующего по стране с учеными сурками или шарманкой. Мальчики-савояры вызывали умиление у представительниц высшего сословия, однако те ценили их труд невысоко. Существование маленьких бродяжек было весьма суровым, все их имущество составляли шарманка да ручной зверек - настоящий и часто единственный преданный друг.
   Иногда художник обращался к мифологическим сюжетам. Действующие героями и здесь выступали прекрасные женщины и добивающиеся их мужчины - простые люди или бессмертные олимпийцы. Такова картина "Юпитер и Антиопа" (1715, Лувр, Париж). На ней представлена сцена обольщения Антиопы, дочери фаванского царя, громовержцем Юпитером. Согласно мифу, Юпитер явился к красавице в образе сатира, поэтому у него на голове художник изобразил пару рогов, никак не приличествующих верховному богу Олимпа.

Ироничный наблюдатель ...
   В многочисленных галантных сценах художник предстает "тонким, чуть ироничным наблюдателем". Он показывает разные оттенки любовного чувства, изображая своих героев в различных жизненных ситуациях. Однако его персонажи не способны на сильные переживания, они скорее играют в любовь. Театр в жизни - вот что интересует живописца.

   "Енисейские поля" (1716-1717, собрание Уоллеса, Лондон) - идиллическая сцена отдыха общества на природе. Все на этом полотне полно неги и покоя, и даже скульптура спящий нимфы, свесившей руку со своего каменного ложа, красноречиво свидетельствует об этом. Дамы в пышных платьях расположились на траве: одни беседуют друг с другом, другие любезничают с кавалерами, тут же играют на траве дети - прелестные копии светских модниц, одетые по обычаю того времени в широкие платья.
   Еще одно полотно, изображающее детей, - "Танец" (1716-1718, Новый дворец, Потсдам). Картина представляет совершенно такое же галантное празднество, как и остальные работы художника, только детское. Юная главная героиня приготовилась к танцу под аккомпанемент своего маленького спутника. Ребята уже играют роли, определенные им обществом, носят модные туалеты, стараются держаться с достоинством, соблюдают необходимые правила этикета и учатся входить во взрослый мир.

   Жизнь героев Ватто - вечный праздник молодости, красоты и беспечности. Его живопись уносит зрителя в мир призрачных грез, любовных игр и музыки, в то благословенное для французской знати царствования Людовика XIV ("короля-солнца", когда двор проводил время в увеселениях. Танцы, балы, спектакли составляли основу жизни общества. В картинах Ватто затаилась грусть по утраченному блаженству. Легкий меланхолический оттенок, ощущение мимолетности человеческого счастья и радости присутствуют во многих его работах галантного жанра.

Пора скитаний. Прощание ...
   Антуан Ватто, проведя несколько счастливых и плодотворных в творческом плане лет под крышей гостеприимного дома Пьера Кроза, по неизвестным причинам оставил пристанище и уехал в Париж, где вновь остановился у Пьера Сируа. Художник давно был болен неизлечимой тогда чахоткой (туберкулезом). Недуг подтачивал его силы, однако Ватто продолжал работать до конца своей недолгой жизни.

   В поздний период творчества живописец создал несколько произведений мифологического жанра. "Купание Дианы" - прославление красоты и молодости богини охоты Дианы, сидящей на низком берегу озера и вытирающей свою божественную ножку.

   Еще одно произведение на мифологическую тему - "Суд Париса" (1720, Лувр, Париж). В его основе лежит миф о споре трех красавиц Олимпа о том, кто из них является наипрекраснейшей. Спор был разрешен юношей Парисом, преподнесшим яблоко (ставшее нарицательным яблоком раздора) Афродите и отдавшим таким образом предпочтение ей перед Герой и Афиной.

   В 1720 Ватто по предложению одного из друзей совершил поездку в Англию, где почувствовал себя известным и востребованным живописцем. Его искусство пользовалось большой популярностью у английской публики.
   Однако года, проведенного в сыром лондонском климате, оказалось достаточно для того, чтобы болезнь художника прогрессировала. Ватто вернулся в Париж, однако его жизнь была уже на исходе.

   Наблюдая возраставшую слабость Ватто, друзья отправили его на великолепную дачу в Ножан-сю-Марне для поправки здоровья, но это уже не помогло. Последний месяц своей жизни мастер посвятил обучению живописи Жан-Батиста Патера, который еще в 1710-х был его учеником в Валансьене. Художник умер 18 июля 1721 года в возрасте тридцати семи лет.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Информация о данном блоге

Данный блог познакомит вас самыми известными художниками всех времен. Вы так же сможете познакомится с их творчеством, обсудить и оценить работу великих мастеров.